Транспортный коридор к Индийскому океану. Маршрут от Петербурга до Персидского залива предлагает скорость и низкую цену перевозки грузов. Реально ли?
Решение есть: снятие таможенных и инфраструктурных барьеров привлечёт на МТК "Север - Юг" аграрные и промышленные грузы в гораздо больших объёмах, чем ныне!
Участники XIII Международного экономического саммита «Россия - Исламский мир: Kazan-Summit-2022», который завершился в Казани в субботу 21 мая 2022, оценили потенциал коридора "Север - Юг" вокруг Каспийского моря.
По прогнозам АО «РЖД Логистика», агропромышленная продукция станет драйвером роста на этом направлении, объём перевозки этих грузов вырастет с 2025 по 2030 год в три раза. Однако чтобы обеспечить такую динамику, потребуется создать сети опорно-распределительных центров.
Напомним, что МТК "Север - Юг" создавался как маршрут доставки грузов из Индии, Ирана, Афганистана, Пакистана и стран Персидского залива в Россию, в Европу и в обратном направлении. Коридор имеет три ветви. Западная и восточная огибают Каспийское море по суше и предусматривают прямое железнодорожное сообщение: в первом случае - через Россию и Азербайджан, во втором - через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Третий маршрут проходит по воде через Каспийское море от Ирана до России.
Ключевые преимущества коридора - это скорость доставки и более низкая цена перевозки.
По словам председателя Международного интеграционного клуба «Север - Юг», постоянного представителя РФ при Организации исламского сотрудничества Рамазана Абдулатипова, через МТК "Север - Юг" грузы проходят на 10-15 дней быстрее, чем через Суэцкий канал, при этом, такая транспортировка на 30-40% дешевле. «Этот маршрут имеет перспективы для развития всего региона Большая Евразия», - заявил в ходе дискуссии Рамазан Абдулатипов.
Спрос на перевозки на этом направлении подогревается также увеличением товарооборота между странами, расположенными вдоль коридора, - это Россия, Иран, Индия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан.
Как заметил вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Станислав Георгиевский, даже в первой половине 2022 года, несмотря на внешние вызовы, торговые отношения России с Индией и Ираном укрепляются, что даёт импульс для привлечения инвестиций в развитие коридора.
Наибольшего роста отправок по МТК "Север - Юг" в этом году участники рынка ожидают в сегменте агропромышленных грузов. Генеральный директор АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) Дмитрий Мурев сообщил, что за март 2022 года РЖДЛ перевезли по коридору в 10 раз больше грузов АПК, чем за январь-февраль 2022 года, а в апреле - в 4 раза больше, чем в марте.
Пока цифры отправок не очень велики: по данным РЖДЛ, в текущем году по маршруту "РФ - Индия" Россия отправила 106 ДФЭ. Однако в компании заявляют о существенном потенциале южного коридора. По прогнозам оператора, к 2025 году по МТК "Север - Юг" будет отправляться порядка 150-200 тыс. тонн аграрной и промышленной продукции в год, а к 2030 году эта цифра вырастет до 600 тыс. тонн. В РЖДЛ полагают, что по коридору можно импортировать в Россию рис, кофе, товары народного потребления, гранит и керамическую плитку, а экспортировать кожаные заготовки, оборудование, семена и др.
По мнению Дмитрия Мурева, для развития агрологистики определяющими можно назвать четыре фактора:
- наличие регулярных мультимодальных сервисов,
- достаточное количество подвижного состава и специализированного оборудования,
- развитая наземная логистическая инфраструктура.
- зелёный таможенный коридор.
Сейчас на фоне санкций, введённых в отношении РФ, в этот список можно добавить возможность проведения финансовых транзакций и операций, добавил Дмитрий Мурев.
Отдельно руководитель АО «РЖД Логистика» остановился на важности создания сети оптово-распределительных центров (ОРЦ), причём, как уточнил он, очень важно, чтобы они создавались по единому лекалу.
«Эти инфраструктурные объекты должны гарантированно работать на основе единых правил и принципов. Мы взяли на себя смелость подготовить такую модель ОРЦ и готовы обсуждать её с экспертным сообществом», - сказал Дмитрий Мурев.
Так, по задумке РЖДЛ, образцовый оптово-распределительный центр (ОРЦ) должен иметь мультитемпературные камеры для хранения плодоовощной, мясомолочной и рыбной продукции, помещения для переработки и упаковки, склад временного хранения и таможенную зону, а также железнодорожную ветку и автомобильную дорогу с выходом на федеральную сеть. Перерабатывающие способности ОРЦ должны превышать тысячу тонн в сутки.
Пилотный ОРЦ планируется построить в России в Зеленодольске (Татарстан). Соответствующее соглашение на полях "Kazan-Summit-2022" подписала АНО «Евразийская агрологистика» с правительством Республики Татарстан. «Здесь будут формироваться ускоренные поезда по всем маршрутам, включая коридор "Север - Юг», - уточнила генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова.
Представители Индии и Ирана в ходе конференции подтвердили заинтересованность своих стран в развитии транспортного сообщения через МТК "Север - Юг". Актуальность коридора, по словам чрезвычайного и полномочного посла Республики Индия в России Павана Капура, возросла на фоне инцидента в Суэцком канале в 2021 году и отказа портов обслуживать российские суда в 2022.
На данный момент два главных фактора, препятствующих наращиванию отправок через МТК "Север - Юг", - это инфраструктурные ограничения и таможенное регулирование.
«От Решта до Астары (иранская сторона - ответная станции такого же названия в Азербайджане) на протяжении 162 км нет железной дороги. Недавно министр транспорта Ирана приезжал в Россию, где встречался с министром транспорта РФ и руководством ОАО «РЖД». Наше предложение заключалось в том, чтобы Иран и Россия, а также другие заинтересованные страны вместе взялись за решение этой проблемы. Если это произойдёт, то выйдя из станций Бендер-Аббаса и из Чехбехара (порты в Иране), где в скором времени тоже будет железная дорога, можно будет доехать до Санкт-Петербурга», - заявил чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалали.
Сложности в координации между странами, включая таможню, также мешают развитию коридора. «До сих пор не согласован единый документ по всему маршруту и нет единого оператора, до сих пор существуют таможенные барьеры в каждом государстве. Нужно усиливать взаимодействие», - констатировал Рамазан Абдулатипов.
Очевидно, что беспрепятственного пропуска товаров требуется создать реальный "коридор доверия" между странами на протяжении всего маршрута "Север - Юг" вокруг Каспийского моря.