В России могут ужесточить наказание за угон автомобиля. С такой инициативой выступила фракция «Единой России» в законодательном собрании Санкт-Петербурга. Об этом заявил глава фракции Павел Крупник в интервью РИА «Новости». По его словам, "если законопроект получит зелёный свет, угоны автомобилей начнут относить к тяжким преступлениям". С соответствующим предложением депутаты уже обратились в МВД РФ.
Как отметил П.Крупник: "в России ожидается всплеск числа угонов автомобилей. Это может произойти из-за временного ухода с нашего рынка ряда крупных международных компаний по производству, продаже и обслуживанию автомобилей. Помимо нехватки новых машин растёт и риск дефицита запчастей. А такой ситуации экспертное сообщество ожидает серьёзный рост числа угонов машин, которые будут разбирать и продавать на чёрном рынке".
На самом деле, с аналогичным прогнозом в марте 2022 выступили и крупные страховые компании. В этих фирмах посоветовали автомобилистам приобрести полисы каско, а также обзавестись надёжными противоугонными системами.
Цитата: «Любой кризис негативно влияет на криминогенную обстановку. В текущей ситуации мы считаем, что может увеличиться как количество попыток мошенничества с автомобилями, так и число угонов. Всё будет зависеть от доступности и стоимости запчастей в ближайшем будущем, так как пока ещё существуют альтернативные варианты», - рассказал корреспонденту сайта Autonews.ru представитель фирмы «АльфаСтрахование».
Сейчас тяжкими преступлениями УК РФ признаёт умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пятнадцати лет лишения свободы.
На данный момент за
угон транспортного средства, конечно же, предусматривается уголовная ответственность. Но рассматривается статья 166 УК РФ лишь как преступление средней тяжести, которое влечёт за собой лишение свободы до 5 лет. Сейчас в Госдуме предлагают повысить классификацию нарушения - отнести угон ТС к тяжким преступлениям. В таком случае поменяется и наказание - увеличится срок лишения свободы. Кроме того, угонщик не сможет претендовать на прекращение уголовного дела за примирением сторон.
Есть существенная разница между угоном и кражей автомобиля. Для собственника машины, конечно, разницы нет никакой - в любом случае он остаётся без машины. А для квалификации преступления разница огромная. Поэтому не утихают споры вокруг того, нужно ли вообще наказание за угон автомобиля. Однако практика показывает, что без этой статьи угонщики просто и легко уходили бы от ответственности.
Причём, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу. Часть 1 статьи 166 Уголовного кодекса предусматривает наказание за угон до 5 лет лишения свободы. А кража предусматривает градацию в зависимости от причинённого ущерба. То есть если украли ВАЗ-2107 - старенькую "семёрку", - то по этой статье вору грозит лишь до двух лет лишения свободы.
При этом, эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи "Угон" никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.
Ещё одно обстоятельство, которое последует вслед за изменениями - увеличение срока давности преступления. Если для преступления средней тяжести срок составляет 6 лет, то для тяжкой - 10 лет. Поэтому для преступника станет почти невозможным отсидеться, пока его будут искать. Сроки снятия судимости тоже будут увеличены. Напомним, что для тяжких преступлений они составляют 8 лет, когда для средней тяжести - только 3 года.
Если уже после освобождения угонщик снова совершит аналогичное преступление, данное деяние будет рассматриваться в качестве рецидива. В таком случае гражданин не будет иметь право на условное освобождение. Кроме того, за рецидив предусмотрена более суровая мера наказания. Эксперты отмечают, что это не полный перечень всех изменений, который последуют за нововведениями. Такие доработки в структуре Уголовного кодекса РФ позволят обеспечить дополнительную защиту для автовладельцев.
Ещё одна особенность, которая может последовать за изменением статуса преступления - увеличение размера денежной компенсации, которую потерпевший сможет требовать с
угонщика. На данный момент ужесточение уголовной ответственности за угон автомобиля не рассматривается как самоцель. Это составляющая комплексной системы мер безопасности.
Итог очевиден: ужесточение уголовной ответственности за угон транспортных средств необхродимо провести в России. В Госдуму РФ наконец-то внесли законопроект, в котором предлагается изменить статус угона как преступления со среднего на тяжкое.