Мост через Проню c высоты птичьего полёта
Сколько же всего интересного в дороге! По какой бы трассе не поехал, встретишь тысячи чудес, стоит лишь приглядеться. А есть такие объекты, которые и без всякого усилия привлекают к себе внимание - это реки и мосты. Сколько их в нашей России - кто считал? А мы едем по трассе М5 от Москвы и пытаемся считать все реки и речушки, пересекающие шоссе - уже столько раз и сбивались, и спорили, и начинали заново!
А какие чудные имена у рек и речек - и все древние и неведомые нынешнему слуху. Такова среди них заметная река в Рязанского области - ПРОНЯ. У ней и притормозим!
Это национальный проект "РОССИЯ глазами дальнобойщика": реки и мосты!
Удивительно имя - Проня, так же зовут ласково парня с именем Прохор, Проша, Прошка, Проня, Пронька. Уху русскому слышится одно, а перевод из греческой традиции: Прохор - это регент хора или хореограф ансамбля танцоров, - профессия в древности важная и почётная. Подойдёт ли такое водительство для реки? А почему бы и нет!?
Историки-топонимики столько уже вариантов объяснения имени реки Проня на Рязанской земле и чего там только нет?! А нет одного объяснения - из русской истории: река известна в самых древних летописях Рязанщины - домонгольских, зафиксировано функционирование Пронского княжества, сильно порушенного монгольским игом, значит река Проня уже так именовалась до времён формирования княжества. Слово "пронять" означает "перебороть, пронзить, раздвинуть, разделить", то есть, Проня - это та которая "прошла и поделила, разделила неодолимо" сначала географическое расположение поселений по разные её берега, а потом, когда на речной инфраструктуре развилось княжество Пронское, как нельзя лучше соответствовала фактическому положению княжества, как лежащего "внутри" окружающих её "больших" Рязанских земель. Самодостаточность же Пронского княжества, из-за чрезвычайно выгодного и богатого его состояния в XII-XII веках, только подчёркивалась именем реки Прони самой природой "переборовшей, поделившей" край на части - потому имя такое устойчиво и сохранилось в истории…
Смотрим в этом ролике пересечение реки Прони трассой М5 вблизи посёлков Заречье (Коречье) и Добрый Сот, у ж/д станции с тем же именем, и в окружении других поселений, которые тысячелетнего возраста. Мост через Проню стал железобетонным после Великой Отечественной войны, в этом же месте был и деревянный, столетний. Река не несёт ледоломов, вот и мосты стояли долго. Послевоенный прослужил аж до 2015 года, когда взялись за капитальное его перевооружение, и 3 года старались. Весь мостовой переход тянется на 5 км (начиная с отметки км 241), включает в себя ещё мост через ж/дорогу в Старостеклянном и две развязки - до и после моста через Проню. Объект относится к 1-й категории. В сутки по мосту пробегают 40 000 автомобилей!
Река Проня - правый приток Оки. Длина 336 км, она почти вся лежит в Рязанской области и лишь 16 км реки проходят в Тульской, зато именно здесь огромное Пронское водохранилище забирает 70% расхода реки нерегулируемой плотиной в посёлке Пушкари. Площадь бассейна Прони 10,2 тыс. км², средн. уклон 0,3 м/км, средн. расход в устье 50 м³/с. Питание реки в основном снеговое, много меньше грунтовыми водами. Лёд с апреля по ноябрь-декабрь. Другое крупное водохранилище, хранящее в себе остальные 30% расхода Прони - это Новомичуринское. Река работает на износ, но вовсе не сдаётся.
Идут споры и об истоке Прони, и даже гос. реестр указывает вовсе не там, откуда река истекает. Это самое смешное: пройдите ножками по теченьицу Прони и увидите, что водичка исходит из чудесного природного источника, круглого озерца-болотца между сёлами Кадушино и Подобреево. Привожу точные координаты истока реки Прони: 53.947267° и 39.050816°.
В Проню впадают 90 речушек и ручьёв. Река эта - одна из лучших для русской рыбалки. Во все века, кроме нынешних, по Проне сплавляли лес. Говорят, что до плотин Проня имела глубины до 10 м, сейчас такие можно найти только вблизи устья. Реально по течению глубины 2-3 метра, рыба от Новомичуринска вся скатывается в Оку.
Также река Проня, её берега, интересны для любителей истории и древней культуры, археологии. Например, в Ижеславле находится городище аж VI-VIII веков. Есть и три заповедника – Центрально-Чернозёмный, «Галичья Гора» и Белогорье.
Река Проня соединяет в себе тысячелетние эпохи Древней Руси, соприкасавшейся здесь с финно-уграми, а как природный феномен - чудо необыкновенное! Потому и под проезд реки включили мы в кабине нашего тягача Scania любимые народные песни: слушайте! - поют Ансамбль "Паветье" и Русский народный хор им. Пятницкого. Художественный руководитель фольклорного ансамбля "Паветье" Александра Самотягина (г. Воронеж).
Дрон-группа АКРИВИ движется по трассе М5 - впереди ещё 9000 км до Якутска - столицы Республики Саха (Якутия). Водитель супер-тягача Scania команды АКРИВИ Алексей Ермошкин.
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?