С 1-го мая начнет действовать национальный ГОСТ. Документ вводится в действие приказом Росстандарта. Нововведение позволит городским властям применять на улицах уменьшенные в размерах, по сравнению с обычными, дорожные знаки. Этому предшествовал спор о безопасности неформатных знаков, в котором приняли участие ГИБДД, столичные власти и Президентский Совет по правам человека. ГОСТ допускает и другие непривычные пока для водителей средства организации движения, например правый поворот на красный свет светофора.
Приказом Росстандарта №144-СТ с 1-го мая 2019-го года в действие вводится новый ГОСТ 58398, регулирующий применение «экспериментальных средств организации дорожного движения». Документ содержит ряд нововведений для водителей. В частности, разрешается применять уменьшенные (500х500 и 400х400 мм.) дорожные знаки на «не скоростной улично-дорожной сети» в центральной части городов и в зонах исторических застроек. Стандарт также позволяет использовать новые указатели «Выделенная полоса трамвая», «Диагональный пешеходный переход», а также совмещенные знаки («Платная парковка», «Парковка для инвалидов» и т.д.).
Введение нестандартных указателей — меньшего размера с новыми рисунками — обсуждается с 2015-го года. Идея принадлежит московским властям и экспертному центру Probok.net. В ряде городов, включая столицу, начали устанавливать такие знаки в качестве эксперимента. Для этого в ноябре 2017-го года был введен в действие предварительный национальный стандарт (ПНСТ) об экспериментальных знаках. В апреле 2019-го года вице-премьер Максим Акимов поручил Росстандарту до 1-го мая перевести ПНСТ в статус национального ГОСТа.
Предварительный стандарт разрабатывается для проверки на практике «неустоявшихся, еще не ставших типовыми, требований и правил», как пояснил заместитель руководителя Росстандарта Антон Шалаев. Такие документы принимаются с ограничением срока действия на период от одного года до трех лет, по итогам они могут быть переведены в статус национального стандарта либо отменены. Эксперимент признан удачным.
«С учетом обращений регионов и Правительства, предварительный нацстандарт был переведен в статус национального ГОСТа, — рассказал Антон Шалаев. — Но с практической точки зрения смена статуса ничего не меняет. Это добровольный к применению документ. Органы власти, ответственные за установку средств организации движения, как и раньше, сохраняют право использовать обычные и экспериментальные знаки».
Недавно выяснилось, что у ГИБДД есть замечания по поводу применения неформатных знаков. Госавтоинспекция подала в суд на столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) в связи с установкой маленьких указателей «Пешеходный переход» и «Уступи дорогу» на одной из улиц в Северо-Восточном административном округе Москвы. ГИБДД привела в суде данные о том, что уменьшенные знаки привели к росту аварийности. Суд оштрафовал центр на 200 тыс. рублей, но ЦОДД решение обжаловал, на днях будет повторное заседание суда.
В конце марта Президентский Совет по правам человека (СПЧ) обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву, назвав практику применения уменьшенных знаков «непроработанной». СПЧ опасался, что в результате принятия ГОСТа произойдет повсеместная замена знаков на уменьшенные. Однако, уверяет Антон Шалаев, «этого не будет, ведь использование указателей новых форматов — это исключительно добровольный процесс».
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский поделился мнением: «Если говорить о судебном процессе между ЦОДД и ГИБДД, теперь появится дополнительное подтверждение, что новое решение в области знаков не временное, а постоянное и безопасное. Связи между аварийностью и уменьшенными знаками нет, ничем это не доказано».
«Организаторы движения смогут смелее применять новые знаки, не боясь возможных проблем и претензий со стороны ГИБДД, — считает член общественного совета при Министерстве транспорта Московской области Андрей Мухортиков. — А если впоследствии ГОСТ станет обязательным (распоряжением Правительства – прим.), то Госавтоинспекция не вправе будет отказать в использовании указателей на конкретной улице».
Новый ГОСТ также позволяет использовать на перекрестках табличку со стрелкой и надписью «Уступи всем, и можно направо». Она разрешает правый поворот при красном сигнале светофора. Дискуссии о безопасности такого маневра ведутся уже несколько лет. Однако Андрей Мухортиков пояснил, что пока подобных нововведений на улицах не появится: действует запрет пропускать транспорт и пешеходов в одной фазе работы светофора.
Член Совета по правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов видит связь между обращением совета в Белый дом и ускорением принятия стандарта: «Мы говорили на эту тему с экспертами. Выяснилось, что производитель уменьшенных знаков в России пока только один. Остальным заводам надо перестраивать оборудование, работники крайне недовольны, — говорит он. — Так что какие-то коммерческие интересы видны в этом документе». Комментируя пояснения Росстандарта, Кирилл Кабанов заметил: «Платные парковки тоже начинались с центра, но потом пришли почти во дворы. В итоге мы получим дополнительные факторы для общественного недовольства».
Источник: Единый транспортный портал
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?