Владимир Путин подписал поправки в Устав автомобильного транспорта и закон о транспортно-экспедиционной деятельности, которые дают перевозчикам и экспедиторам право страховать свою ответственность за нарушение договорных обязательств.
На самом деле, этот вид страхования и так уже довольно распространен в транспортно-логистической отрасли, однако до недавнего времени компании, страхующие свою ответственность, находились в неоднозначном положении. С одной стороны, рынок и реалии бизнеса требуют нивелировать риски, однако с другой, риски появлялись и непосредственно из-за страхования.
Страховщики всегда могли сослаться на то, что заключенный договор, по которому, кстати, принимались взносы, является недействительным, поскольку возможность страхования ответственности экспедитора и перевозчика прежде не была прямо прописана в законодательстве. В то время как ст. 932 Гражданского кодекса говорит, что страхование ответственности за нарушение договорных обязательств допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Подписанные Президентом поправки должны эту «лазейку» устранить. Из них буквально следует, что перевозчик и экспедитор вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора в соответствии со ст. 932 Гражданского кодекса.
Отметим, что слово «вправе» указывает на то, что страхование ответственности ни в коем случае не будет обязательным, а только добровольным.
На практике это означает, что теперь компании смогут страховать свою ответственность, не боясь, что впоследствии, при наступлении страхового случая, заключённый договор попытаются признать недействительным и им придется отстаивать свое право через суд.
В то же время в транспортно-логистической отрасли говорят о том, что теперь, поскольку страхование ответственности «вписано в закон», необходимо выработать единые стандарты оказания этой услуги, унифицировать все риски и возможные варианты их покрытия.
Так, 11 марта 2020 уже состоялось заседание рабочей группы, в которую вошли представители Всероссийского союза страховщиков, крупных страховых компаний, перевозчиков и экспедиторов. Участники встречи, в частности, выбрали экспертный совет, который должен подготовить предложения по созданию внутреннего стандарта страхования ответственности экспедитора и перевозчика.
«Опыт западных партнёров показывает, что страхование ответственности перевозчика и экспедитора — это такой же востребованный и нужный рынку грузоперевозок продукт, что и страхование грузов, — говорит исполнительный директор Traft Андрей Савин, вошедший в экспертную группу. — Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но рано или поздно культура страхования ответственности в России плотно войдет в стандарты этичного ведения бизнеса, а такие инициированные нами изменения в законах будут восприниматься сообществом не как очередной дополнительный сбор при оказании услуг перевозки, а как грамотный подход к нивелированию рисков».
«Теперь наша задача, — подчеркивает Андрей Савин, — корректное описание всех потенциальных проблем, с которыми сталкивается транспортно-логистическая отрасль, и страховых случаев, возможных к покрытию страховыми компаниями».
Добавим также, что страхование ответственности шире, чем страхование грузов. Оно, например, может включать такие риски, как задержки в доставке грузов, неправильное заполнение документов, вред, который перевозимый груз может причинить имуществу, жизни и здоровью человека, причинение вреда окружающей среде и пр.
Источник: Единый транспортный портал
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?