Опыт освоения труднодоступных северных районов России складывается долгие десятилетия. Если до середины XX века проблема создания и выбора транспортного средства для полного бездорожья не стояла: только гусеничный вездеход - танк без башни! - мощный, стальной, "неубиваемый", этому способствовала и порочная советская практика неограниченного обеспечения топливом и маслами, - то к началу века XXI-го у транспортников сформировалось общее мнение: гусеничный вездеход отнюдь не универсален, топливо надо экономить, для выполнения разных задач и техника должна быть разной. Наконец, против "гусениц" выступила сама природа: северные тундры за 70 лет освоения оказались изрезанными, как говорят, вдоль и поперёк.
Проблему создания и выбора оптимальной транспортной конструкции подстёгивает наступившая ныне эпоха глобальной борьбы за Север, воссоздание Россией Северного Морского пути, острая необходимость реформирования инфраструктуры Заполярья - эти задачи не просто государственно стратегические, а и всецело поддерживаются российским обществом. Поэтому вопрос "универсальный многофункциональный вездеход" стоит вновь на повестке заинтересованных структур, учреждений, предпринимателей, и простых граждан.
Интересно, что развитием этой темы наиболее активно занялись с эпохи бурных 90-х годов энтузиасты-автомобилисты, изобретатели, технари, как говорят "золотые руки", и сами северяне, полярники, чаще всего, то есть, люди кровно заинтересованные в реальной вездеходной технике, на которую можно положиться всегда, везде, в любой ситуации. Государство в этой сфере, и в частности, Министерство обороны, занимают странную позицию: казалось бы, полного равнодушия и параллельного технического развития своих, военных, конструкций, но это конечно только видимость: любые удачные решения самодельщиков тут же оказываются в арсенале оборонной спецтехники.
С середины 90-х и до нынешнего времени на российском рынке северных вездеходов реализовано, с тем или иным успехом, порядка десяти качественно различающихся подходов, которые можно очертить следующими аспектами: колёсный или гусеничный, насыщенный электроникой или безэлектронный, большеразмерный или малютка, использующий наработанную техническую базу узлов и решений или вновь созданный, серийно-воспроизводимый или единичный, моноблок или многоблочный, герметичный корпус-лодка или плавающий только на колёсах, открытый или кабинный, вот, в общем-то, и все ключевые направления выбора.
Прошедшие три десятилетия активного поиска и реализации вездеходных идей показали, что перипетии современного рыночного бизнеса в России вовсе не автоматически отбирают самую оптимальную конструкцию: пример тому, относительный коммерческий успех "Трэкола", который использует наработанную базу узлов УАЗа и большие колёса - вот и всё, но получился "вездеход для грунтовой дороги", а вовсе не для бездорожья.
Только живой опыт транспортников Заполярья и мнения самих северян-водителей - вот единственный критерий оценки наиболее оптимальной на данный момент конструкции реального вездехода для бездорожья. Таковым, по всем комплексным оценкам, является универсальный колёсный 6х6 плавающий вездеход "Атлант-Б" конструкции полярного путешественника Николая Никульшина. Одной из ярких иллюстраций его мощи по сравнению, раз уж мы заговорили, с "Трэколом" являются постоянно возникающие на практике ситуации на заполярных маршрутах, когда перед водителями ставят сложную транспортную задачу и те отвечают так: "Мы на "Трэколах" поедем в такое-то серьёзное место, если только рядом пойдёт "Атлант"! Комментарии, как говорится, излишни.
В настоящее время выпускаются вездеходы "Атлант-Б" уже 4-го поколения и осуществляется выход на серийное производство в объёме 200 машин в год: такова минимальная потребность транспортного рынка Заполярья в таких универсальных машинах. Удалось стабилизировать базовую цену данного вездехода на уровне 3,5 млн. рублей на предстоящий 2019 год, и это является хорошим стимулом для производства и продвижения "Атлантов".
История их начинается с тех же бурных 90-х годов, когда неутомимый конструктор Николай Никульшин создал первые образцы, и выбранный тогда новый подход начал свой славный путь по истории техники: нынешние итоги развития 3-х поколений этих вездеходов - именно такое техническое решение, с доработками и улучшениями, естественно, привело к достижению подобными вездеходами Северного полюса в проекте известного полярного путешественника, инженера Василия Елагина, затем они прошли в Канаду и замкнули весь околополюсный маршрут, эти машины работают во всех районах российского Заполярья у нефтяников, строителей, золотоискателей, у частных лиц, и рекорд, что именно данная конструкция в команде того же Василия Елагина прошла в новогодье 2018-2019 всю Антарктиду, - те вездеходы называются "Емеля".
Одновременно продолжается совершенствование конструкции 4-го поколения и тестирование выпущенных моделей на сверх-экстремальных северных маршрутах полного бездорожья.
Один из таковых проект 2019 года, запущенный инициативной группой и Общественным фондом "Царский путь" - это Арктическая комплексная технико-испытательная экспедиция "Пролив Лонга – остров Врангеля – на вездеходах "Атлант": ЧУКОТКА-2019", которая выходит на маршрут из Якутска в начале апреля сего года.
Вовсю идёт подготовка к старту, к этой интересной миссии можно присоединиться!
Подробности и особенности подготовки в наших следующих репортажах на сайте Транспортной экспедиции "АКРИВИ" - непременного участника многих экстремальных экспедиций по северным пространствам России.
__________________________
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?