Не утихая отзывается эхо событий 1997 года, когда на склонах Эльбруса - высочайшей точки Европы - была проведена уникальная экспедиция, в ходе которой команда альпинистов и автогонщиков поднялась на Восточную вершину Эльбруса (5621 м) вместе с автомобилем Лендровер (Land Rover Defender-90). Cложнейшая операция завершилась успехом и 13 сентября 1997 года команда и автомобиль стояли на восточной вершине Эльбруса. Но на спуске случилось ужасное: автомобиль сорвался и много раз перекувырнувшись упал в расщелину, где и лежит до сих пор на высоте около 5 км.
После того события, вот уже 23 года, не умолкают разговоры, что геройский "Лендровер" нужно спустить с горы, но они воспринимались именно как разговоры, то есть, сотрясание воздуха. Но в последние годы выяснилось, что уже готовится экспедиция к разрушенной машине, чтобы снять её с высоты 5 км и спустить вниз. Основным заводилой реального дела по спуску внедорожника стал тот водитель, который последним, перед катастрофой, сидел за рулём - Николай Никульшин. Он обзвонил многих участников той экспедиции 1997 года и выяснил, что все только "за": тот Лендровер надо спускать со склонов Эльбруса! А вот как - о том завязался спор.
Вариантов пока что два:
"Технически оба варианта возможны!" - подтверждает профессионал Николай Никульшин. Мозгового штурма, чем славилась команда 1997 года, пока ещё не было, так что окончательного решения нет. Но экспедиция по спуску Лендровер с Эльбруса всё зреет и зреет, и есть уверенность, что состоится.
А сейчас пока вспоминаем, как всё было в 1997 году: смотрим фильм "Человек, автомобиль и гора", который вышел в 1999-м, и прошёл по ТВ, а в следующем году вошёл в SHORT-LIST III-го Московского кинофестиваля горных и приключенческих фильмов ВЕРТИКАЛЬ-2000.
Легендарное восхождение автомобиля (Land Rover Defender-90) на высочайшую гору Европы готовилось около года. Участники экспедиции-альпинисты несколько раз прошли весь путь пешком, по которому должен был проехать автомобиль, примеряя гору к машине и внедорожник к горе. Они сделали всё, чтобы совершить это практически невозможное восхождение. Нужно было учесть глубину снега на предполагаемом маршруте, лёд, каменистые места, крутые участки, осыпи, промоины, трещины и другие сложности горного рельефа.
Сама конструкция внедорожника претерпела множество изменений, он был снаряжён различными техническими приспособлениями, и к старту его масса составляла 2100 кг. "Лендроверу" предстояло померяться машинными силами с суровым Эльбрусом и стать своеобразным "железным" альпинистом.
Восхождение давалось команде тяжело: физическое и психическое перенапряжение, хроническая усталость, травмы и горная болезнь.
Страдал и внедорожник - горела силовая проводка, лопались полуоси, ломалась лебёдка – крупные и небольшие поломки происходили постоянно. Эльбрус испытывал на прочность металл и людей.
Для увеличения скорости подъёма автомобиля команда использовала проверенный метод водителей грузовиков - барабанами самовытаскивания. К передним колёсам прикрепляли дополнительные диски, на которые наматывали трос, закреплённый впереди на страховочных трубах, вставленных в скважины во льду.
Поражаясь ремонтопригодности «Defendera», участники прямо на снегу меняли полуоси колёс, редуктор рулевого управления, раздаточную коробку и сгоревшую лебедку, на которую приходилась основная нагрузка. За ночь машину заносило снегом так, что приходилось не только откапывать её снаружи, но и вычищать мокрый снег из-под капота, из воздуховодов, чтобы запустить двигатель.
44 дня длилось восхождение внедорожника и команды. 13 сентября 1997 года начался штурм последних метров, "Лендровер" достиг своей высшей точки - Восточной вершины Эльбруса - и взял высоту 5621 метр.
13 сентября 1997 в 19-30 местного времени на высоте 5621 м вместе с автомобилем Land Rover Defender-90 cтояли 7 человек, среди которых четверо альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина; два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы «Автодом» Сергей Бабенков.
О своих впечатлениях рассказывает капитан команды и разработчик автомобильной части проекта Олег Богданов:
«44-й день. Высота 5300 метров. Седловина между двух вершин Эльбруса. После двухдневной пурги, которую мы пережидали кто в палатке, кто в пещере, разъяснилось. Начался финальный штурм. Это уже напоминало упорство маньяков. Каждый в этой связке с автомобилем представлял собой сгусток натянутых до предела нервов и звенящей от перенапряжения воли. И когда автомобиль перевалил через край вершины, пришла полная апатия. Мы обнимались, прыгали, но радости не было. Я понимал, что всё – это высшая точка Европы и России, сделана работа, но из-за безмерной усталости на эмоции уже не хватало сил. По законам плоского мира этого не должно было случиться, но 44 дня мы жили в вертикальном мире, и по этим законам Эльбрус уступил нам.»
Этот рекорд был подан в виде заявки в Книгу рекордов Гиннеса. Вошёл ли он туда - мы так и не знаем!
Целый месяц пробыл на вершине Эльбруса «железный альпинист». Только через месяц команда вернулась за ним. Но Эльбрус не простил машине такой славы, и почти сразу при спуске на высоте 5300 м "Лендровер" разбился. ...Причиной аварии при спуске стал лопнувший трос… - но кто что говорит. - А ещё есть такое понятие как накопившийся "пофигизм" и психологическая усталость всех участников. При падении пострадавших не было, но машина потеряла способность к движению.
О команде 1997 года:
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?