Стоимость международных грузоперевозок резко подорожала
Её подталкивают рост цен на топливо и недобросовестная конкуренция. Пандемийный год был очень тяжёлым для грузоперевозчиков. Резко упал спрос, снизились тарифы на перевозки. Лишь во втором полугодии началось медленное восстановление рынка. В 2021 году ситуация на рынке автомобильных перевозок изменилась кардинально. Экономика вышла из пик: торговые сети и производственные компании стали чаще обращаться за услугами транспортных компаний. Объёмы грузоперевозок растут, можно сказать, что они уже вернулись к допандемийному уровню, тарифы увеличиваются. Сейчас перевозчик может диктовать свои условия клиенту.
Тарифы на автомобильные перевозки в 2021 году уже выросли в районе 10-15%. Эта динамика начала формироваться в конце 2020 года и продолжается. Рост тарифов на автомобильные грузоперевозки связан с повышением стоимости топлива, которое занимает до 50% в цене перевозки, а также комплектующих.
Российские автоперевозчики подняли тарифы на услуги вслед за ростом цен на дизельное топливо. В июле 2021 средняя розничная цена дизельного топлива, по данным Росстата, выросла с начала года более чем на 3% и превысила 50,72 рубля за литр.
Подорожание топлива стало ключевой причиной повышения тарифов поскольку в структуре себестоимости автоперевозок — это вторая по величине статья расходов, на неё приходятся около 30-35% затрат.
По сравнению с летом 2020 года в 2021-м тарифы на перевозки выросли в среднем на 15-20%, независимо от того, в каком направлении доставляется груз. Рост цен отмечают и те, кто возит грузы тентованными автомобилями, и владельцы рефрижераторов. Некоторые компании говорят о том, что им клиенты платят уже на 30%, и даже на 50% больше. Ряд перевозчиков считает, что на рынке возник дефицит транспортных средств. Во-первых, все больше мелких перевозчиков уходят с рынка, понимая, что не могут эффективно работать в новых условиях. Их затраты растут (дорожает топливо, увеличивается цена запчастей и ремонта, стоимость новых грузовиков достигла просто заоблачных высот). Кроме того, с этого года отменен единый налог на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей. В результате огромная армия ИП была вынуждена перейти на обычную систему налогообложения и, как следствие, повысить свои тарифы на перевозки.
На ситуацию на рынке перевозок гораздо серьезнее влияет кадровый кризис. Профессиональных водителей категории «Е», по данным СААП, давно не хватает, а сейчас из-за пандемии в некоторых компаниях иногда просто некого бывает посадить за руль.
Для удешевления поездок компании используют различные способы оптимизации себестоимости услуг. Дальнейшая динамика цен на услуги автомобильными грузоперевозками будет зависеть от стоимости топлива.
На автомобильных перевозках, в отличии от железнодорожных, нет централизованного повышения. Здесь многое регулирует рынок. Хотя на него довольно серьезное влияние оказывают «серые» и «чёрные» перевозчики. За пандемию их процент немного уменьшился, так как были запреты на перемещение физлиц между регионами, в европейской части России на дорогах проверяли маршрутные и путевые листы. Сейчас «серые» и «чёрные» перевозчики вновь вернулись на дороги. Они могут серьёзно демпинговать, так как не платят налоги.
Далеко не все перевозчики смотрят на рыночную ситуацию 2021 года оптимистично. Те, кто работают на дальних расстояниях, отмечают, что в их сегменте за год тарифы выросли всего на 5-7% при росте затрат на 10%. Не растут тарифы и у тех, кто специализируется на перевозке негабаритных грузов.
Рост тарифов на перевозку железнодорожным транспортом обусловлен госполитикой: ежегодно ФАС РФ утверждает приказ с официальным процентом индексации.
В 2020 году тарифы на ж/д перевозки были проиндексированы на 3,5%, в 2021-м — на 3,7%, в 2022 году планируется индексация на 3,6%. Фактически же стоимость перевозок растёт больше, так как это не только железнодорожный тариф, но и сопутствующие услуги, экспедирование, которые не являются объектом государственного регулирования.
Гораздо более серьёзная индексация произошла на сегменте контейнерных перевозок. Стоимость аренды контейнера повышалась с 600 долларов в 2019 году до 10 тысяч долларов в 2020-м в пиковые моменты. Сейчас она находится на уровне 5 тысяч долларов за контейнер. Причем эти тарифы были актуальны на всех направлениях.
В 2020 году были большие проблемы с поставкой грузов по железной дороге в Китай, вводились запреты на отгрузку: китайская сторона принимала 20-25% от обычного объема поставок. При этом из-за карантинных ограничений в КНР скопилось большое количество порожних контейнеров, которые застряли на границе. Много контейнеров зависло в США. Всё это в итоге привело к взлёту цен на фрахт. С другой стороны, резко вырос грузопоток угля, который начали закупать страны АТР, в том числе Китай. В результате пропускная способность пограничных переходов снизилась.
До конца 2021 года тарифы на железнодорожные перевозки расти не будут. Очередное решение ФАС и федеральной службы по тарифам ожидается в следующем году. Скорее всего, индексация произойдет на уровень инфляции минус 0,1%, как это заложено в проекте федерального бюджета на 2022 год.
Что касается контейнерных перевозок, то здесь все будет зависеть от ситуации в мировой экономике, от того, как будут проходить следующие волны коронавируса. Но уже точно можно сказать, что допандемийные цены фрахта 600 долларов за контейнер не вернутся.
Большая часть грузов, которые перевозятся авиатранспортом, фрахтуется на пассажирские самолёты, поэтому во время пандемии, когда были закрыты многие рейсы и страны, этот сегмент просел очень сильно. Коснулось это таких грузов, как цветы, скоропортящиеся товары и прочее.
С другой стороны, шёл процесс роста объёма перевозок грузовыми самолётами медицинского оборудования, медикаментов, медицинских масок, почты, несмотря на то, что грузовых российских компаний у нас не так много. Для перевозки медицинских грузов были задействованы самолеты МЧС, Министерства обороны РФ, других ведомств.
После того как маршруты стали открываться, начал восстанавливаться и объём авиаперевозок. В 2021 году положительная динамика сохраняется, объём грузопотока вырос на 2,8%.
Дальнейшая ситуация с авиаперевозками во многом будет зависеть от восстановления маршрутной сети.
Иностранные компании в 2020-2021 годах заметно снизили свою активность. Кроме того, восстановление маршрутной сети с зарубежными странами для поставки грузов пассажирскими бортами только началось.
С начала 2021 года грузопоток составил 16 032 тонны, в том числе в июне — 2 621 тонну груза и почты. На направлениях Дальнего Зарубежья, к примеру, в июне из Толмачёво выполнялись рейсы в Ларнаку, Пафос, Дюссельдорф, Франкфурт, Дубай, Сеул, Анталью и Каир.
Далеко не всем грузоперевозчикам удалось пережить пандемию и стагнацию экономики. Из-за падения объёма перевозок значительная часть мелких игроков ушла с рынка. В основном речь идёт о небольших компаниях, которые работали с двумя-тремя крупными клиентами. Просадка даже одного такого партнера больно ударила по бизнесу.
Больший запас прочности оказался у тех, кто занимается смешанной мультимодальной перевозкой, в том числе контейнеров. В первой половине 2020 года при общем падении грузоперевозок на 27%, грузоперевозки контейнеров выросли на 32%. После локдауна ситуация скорректировалась, но по итогам года мы все равно увидели в регионе рост переработки крупнотоннажных контейнеров на 16-17%. По итогам полугодия 2021 года, на фоне всех существующих запретов динамика составила около 12-13%.
При этом, несмотря на пандемию, в России продолжается модернизация контейнерных терминалов.
Источник: logistic.ru
15 марта, 2023
Теперь «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех сервисах «Системы-112»31 декабря, 2022
Дорогие друзья! Коллеги и партнёры! Братья и сёстры! Вот и 2023-й год!17 ноября, 2022
Автоперевозка Москва - Якутск25 сентября, 2022
Информационное письмо25 мая, 2022
Коридор к Индийскому океану: от Cанкт-Петербурга до Персидского залива - скорость и низкие расценки?